Общие технические условия
Классы точности подшипников
ГОСТ 520—89 устанавливает классы точности подшипников (табл. 32). Перечень
классов точности дан в порядке повышения точности.
32. Классы точности подшипников
Класс точности * | Тип подшипника |
0, 6, 5, 4, 2, Т | Шариковые и роликовые |
радиальные и шариковые | |
радиально-упорные | |
0, 6, 5, 4, 2 | Упорные и упорно-радиальные |
0, 6Х, 6, 5, 4, 2 | Роликовые конические |
• Дополнительные классы точности подшипников - 8 и 7 - ниже класса точности 0 установлены для применения по заказу потребителей в неответственных узлах. |
Классы точности подшипников характеризуют значениями
предельных отклонений размеров, формы, положения поверхностей подшипников.
В зависимости от наличия требований по уровню вибрации или уровня других
дополнительных технических требований установлены три категории
подшипников -А, В, С.
К категории А, относят подшипники классов точности 5, 4,
2, Те одним из комплексных дополнительных требований по уровню
вибраций, допускаемым отклонениям от круглости поверхностей качения,
значениям осевого и радиального биений, соответствующих следующему, более
высокому классу точности, моменту трения, контролю угла контакта и др.
К категории В относят подшипники классов точности 0, 6Х, 6, 5 с
одним из дополнительных требований по уровню вибраций, допускаемым
отклонениям от круглости поверхностей качения, значениям осевого и
радиального биений, соответствующих следующему, более высокому классу
точности, моменту трения, контролю угла контакта, повышенным требованиям
по высоте, монтажной высоте и ширине подшипника.
К категории С относят подшипники классов точности 8, 7, 0, 6, к которым не
предъявляют дополнительные требования, установленные для подшипников
категорий А и В, а также другие требования, не указанные в ГОСТ529-89.
Конкретные значения дополнительных технических требований
устанавливают в технических условиях на подшипники категорий А, В, С или в
конструкторской документации, утвержденной в установленном порядке.
По заказу потребителя допускается изготовление подшипников определенного
класса точности в соответствии с требованиями ГОСТ 520-89 без отнесения к
категориям А, В, С, при этом дополнительные требования, предусмотренные
для подшипников категорий А, В, С, не устанавливают.
Предельные отклонения
Установлены предельные отклонения размерных параметров:
для подшипников:
- шариковых и роликовых радиальных и шариковых
радиально-упорных;
- роликовых конических;
- закрытых шариковых и роликовых радиальных, шариковых радиально-упорных
и роликовых конических;
-упорных;
- упорно-радиальных;
-классов точности 8 и 7-в технических условиях на подшипники категории
С;
для конических отверстий с конусностью 1:12 внутренних колец
подшипников (в том числе поставляемых в сборе с закрепительными или
стяжными втулками).
Предельные отклонения наружного диаметра D1 упорного
борта роликовых конических подшипников с упорным бортом на наружном кольце
всех классов точности - h9 по ГОСТ 25347.
Номинальный угол уклона конического отверстия конусностью 1:12 а/2 =
2°23'9,4" = 2,38594° = 0,041643 рад.
Номинальный больший диаметр конического отверстия при ширине В
кольца d1=d+ В/12.
У сферических подшипников, принадлежащих к серии 4 или более широкой
серии, конусность отверстия должна быть 1:30 (номинальный угол конуса а =
1°54'34,9").
Наружные кольца и неразъемный комплект, состоящий из внутреннего кольца,
сепаратора и шариков, разъемных радиально-упорных шарикоподшипников
типа 6000, должны быть взаимозаменяемыми.
Съемные кольца роликовых радиальных подшипников и комплект,
состоящий из кольца, сепаратора и роликов, могут быть как
взаимозаменяемыми, так и невзаимозаменяемыми. Наружные кольца, а также
внутренние кольца с комплектом тел качения роликовых конических
однорядных подшипников должны быть взаимозаменяемыми.
Предельные размеры монтажных фасок - по ГОСТ 3478.
Для оценки точности выполнения размеров и формы подшипников качения
используют специальные обозначения и термины (табл. 33). Значения
предельных отклонений приведены в табл. 34-50.
33. Обозначения и термины, относящиеся к размерам и
точности изготовления
подшипников качения
Термин | Определение |
Номинальный диаметр отверстия Номинальный больший диаметр Номинальный диаметр отверстия |
Диаметр отверстия (наружный диаметр),
относительно которого определяют Больший диаметр конического отверстия,
относительно которого определяют Диаметр отверстия тугого кольца двойного
упорного подшипника, |
Единичный диаметр отверстия (наружный диаметр) ds (Ds) |
Расстояние между двумя параллельными линиями, касательными к линии пересечения действительной поверхности отверстия (наружной поверхности) радиальной плоскостью |
Отклонения единичного диаметра отверстия (наружного диаметра) ∆ds (∆Ds) |
Алгебраическая разность между единичным и номинальным диаметрами отверстия (наружными диаметрами) |
Единичный диаметр большего диаметра конического отверстия d1s |
Расстояние между двумя параллельными линиями, касательными к линии пересечения действительной поверхности большего конического отверстия радиальной плоскостью |
Отклонение единичного диаметра большего диаметра конического отверстия d1s |
Алгебраическая разность между единичным и номинальным диаметрами большего диаметра конического отверстия |
Средний диаметр отверстия (наружный диаметр) в единичном сечении dmp (Dmp) Отклонение среднего диаметра отверстия (наружного диаметра) в единичном сечении ∆dmp (∆Dmp) |
Среднее арифметическое наибольшего и наименьшего единичных диаметров отверстия (наружных диаметров) в одном и том же единичном сечении разность между средним диаметром отверстия (наружным диаметром) в единичном сечении и номинальным диаметром отверстия (наружным диаметром) |
Средний диаметр большего диаметра конического отверстия в единичном сечении d1mp |
Среднее арифметическое наибольшего и наименьшего единичных диаметров большего диаметра конического отверстия в одном и том же единичном сечении |
Отклонение среднего диаметра большего диаметра конического отверстия в единичном сечении |
Алгебраическая разность между средним диаметром в единичном сечении и номинальным значением большего диаметра конического отверстия |
Средний диаметр отверстия тугого кольца двойного упорного подшипника в единичном сечении d2mp |
Среднее арифметическое наибольшего и наименьшего единичных диаметров отверстия тугого кольца двойного упорного подшипника в одном и том же единичном сечении |
Отклонение среднего диаметра отверстия тугого кольца двойного упорного подшипника в единичном сечении ∆d2mp |
Алгебраическая разность между средним диаметром в единичном сечении и номинальным диаметром отверстия тугого кольца двойного упорного подшипника |
Отклонение конусности |
Разность отклонений средних диаметров в единичных сечениях большего диаметра и диаметра конического отверстия. (Разность отклонений единичных диаметров большего диаметра и диаметра конического отверстия) |
Непостоянство единичного диаметра отверстия (наружного диаметра) в единичном сечении Vdp (VDp ) |
Разность между наибольшим и наименьшим единичными диаметрами отверстия (наружными диаметрами) в единичном сечении |
Непостоянство единичного диаметра отверстия тугого кольца двойного упорного подшипника в единичном сечении Vd2p |
Разность между наибольшим и наименьшим единичными диаметрами отверстия тугого кольца двойного упорного подшипника в единичном сечении |
Непостоянство среднего диаметра отверстия (наружного диаметра) Vdmp(VDmp) |
Разность между наибольшим и наименьшим средними
диаметрами в единичных сечениях |
Номинальная ширина (монтажная высота) подшипника В, С (T) |
Размер ширины (монтажной высоты) подшипника,
относительно которого определяются предельные размеры и который
служит началом отсчета отклонений |
Номинальная ширина внутреннего (наружного) кольца В (С)
|
Размер ширины кольца, относительно которого определяются предельные размеры и который служит началом отсчета отклонений |
Единичная ширина кольца Вs, Сs,
|
Расстояние между точками пересечения торцов кольца подшипника с прямой, перпендикулярной к плоскости, касательной к базовому торцу кольца |
Отклонение единичной ширины кольца ∆Вs, ∆ Сs, |
Алгебраическая разность между единичной и номинальной ширинами кольца |
Непостоянство единичной ширины кольца VBs, Vcs |
Разность между наибольшей и наименьшей единичными ширинами отдельного кольца |
Действительная монтажная высота подшипника Тs |
Расстояние между точками пересечения оси подшипников
с двумя плоскостями, касательными к действительным базовым торцам
колец, ограничивающим ширину подшипника, когда один торец
внутреннего кольца и один торец наружного кольца установлены для
ограничения ширины подшипника |
Отклонение действительной монтажной высоты подшипника ∆Тs |
Алгебраическая разность между действительной и номинальной монтажными высотами подшипника |
Радиальное биение внутреннего кольца радиального и радиально-упорного подшипника в сборе Кin |
Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в радиальном направлении от неподвижной точки на наружной цилиндрической поверхности подшипника до поверхности отверстия при вращении внутреннего кольца. в направлении указанной неподвижной точки тела качения должны быть в контакте с дорожками качения колец, а у конического подшипника и с опорным торцом бортика широкого торца внутреннего кольца. |
Радиальное биение наружного кольца радиального и радиально-упорного подшипника в сборе Кеа |
Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в радиальном направлении от неподвижной точки на поверхности отверстия внутреннего кольца до наружной цилиндрической поверхности подшипника при вращении наружного кольца. В направлении указанной неподвижной точки тела качения должны быть в контакте с дорожками качения колец, а у конического подшипника и с опорным торцом бортика широкого торца внутреннего кольца |
Осевое биение дорожки качения внутреннего кольца шарикового радиального (радиально-упорного) подшипника в сборе (шариковый подшипник с желобом) Sia |
Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями
в осевом направлении от базового торца внутреннего кольца до точки,
неподвижно связанной с наружным кольцом, на расстоянии от оси
подшипника, равном половине диаметра дорожки качения внутреннего
кольца при вращении внутреннего кольца. |
Осевое биение дорожки качения наружного кольца шарикового радиального (радиально-упорного) подшипника в сборе (шариковый подшипник с желобом) Sea |
Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями
в осевом направлении от базового торца наружного кольца до точки,
неподвижно связанной с внутренним кольцом, на расстоянии в
радиальном направлении от оси подшипника, равном половине диаметра
дорожки качения наружного кольца при вращении наружного кольца. |
Торцовое биение базового торца внутреннего кольца Sd |
Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от базового торца до радиальной плоскости на расстоянии, равном половине диаметра дорожки качения внутреннего кольца |
Осевое биение дорожки качения внутреннего кольца роликового конического подшипника в сборе Sia
|
Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями
в осевом направлении от широкого торца внутреннего кольца до точки,
неподвижно связанной с наружным кольцом, на расстоянии в радиальном
направлении от оси подшипники, равном половине диаметра дорожки
качения внутреннего кольца при вращении внутреннего кольца. |
Осевое биение дорожки качения наружного кольца роликового конического подшипника в сборе Sea |
Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от широкого торца наружного кольца до точки, неподвижно связанной с внутренним кольцом, на расстоянии в радиальном направлении от оси подшипника, равном половине диаметра дорожки качения наружного кольца при вращении наружного кольца. |
Осевое биение дорожки качения тугого (свободного) кольца упорного подшипника Sj (Sе) |
Дорожки качения наружного и внутреннего колец и опорный торец бортика широкого торца внутреннего кольца должны быть в контакте со всеми роликами Наибольшее изменение относительного положения в
радиальном направлении, параллельном плоскости, касательной к
базовому торцу наружного кольца, точек, расположенных на общей
образующей наружной цилиндрической поверхности на расстоянии от
торцов, равном наибольшему предельному осевому размеру фаски |
34. Предельные отклонения (мкм) внутренних колец
шариковых и роликовых радиальных
и шариковых радиально-упорных подшипников класса точности 0
d, мм | ∆dmp
ниж- нее*2 |
∆ds*1 | Vdp для серии диаметров | Vdmp | Кid | Sd | Sid*3 | ∆Bs нижнее*2 | VBs, не более | ||||
верх- нее |
ниж- нее |
0;8;9 | 1;7 | 2(5); 3(6);4 | одинар- ного |
сдвоен- ного*4 (компле- ктного) |
|||||||
не более | |||||||||||||
10 ÷ 18 | -8 | +3 | -11 | 10 | 8 | 6 | 6 | 10 | 20 | 24 | -120 | -256 | 20 |
18 ÷ 30 | -10 | +3 | -13 | 13 | 10 | 8 | 8 | 13 | 20 | 24 | -120 | -250 | 20 |
30 ÷50 | -12 | +3 | -15 | 15 | 12 | 9 | 9 | 15 | 20 | 24 | -120 | -250 | 20 |
50 ÷ 80 | -15 | +4 | -19 | 19 | 19 | 11 | 11 | 20 | 25 | 30 | -150 | -380 | 25 |
80 ÷120 | -20 | +5 | -25 | 25 | 25 | 15 | 15 | 25 | 25 | 30 | -200 | -380 | 25 |
*1 Двухточечное измерение подшипников серии
диаметров 8; 9; 1; 2 (5); 3 (6) и 4; 1 при d ≤ 40мм;
2(5)при d ≤180мм
*2 Верхнее предельное отклонение равно нулю.
*з Для шариковых радиальных и радиально-упорных подшипников,
кроме сферических.
*4 Для колец подшипников, предназначенных для сдвоенных или
комплектных подшипников.
Примечания: 1. Наибольший предельный размер ширины внутреннего кольца
подшипников с коническим отверстием не должен превышать номинальный
размер.
2.Непостоянство ширины внутренних колец сферических подшипников с
коническим отверстием не контролируют.
3. Радиальное биение внутренних колец подшипников с коническим
отверстием, предназначенных для монтажа на закрепительных и стяжных
втулках, не должно превышать 150 % значения, указанного в таблице, а
значение ∆dmp устанавливается со
знаком плюс и равным 300 % табличного значения. При этом непостоянство
диаметра отверстия в единичном сечении не должно превышать поле допуска
единичного диаметра отверстия ∆ds,
указанного в∆dmp таблице.
35. Предельные отклонения и биения (мкм) наружных
колец шариковых
и роликовых радиальных и шариковых радиально-упорных подшипников класса
точности 0
D, мм | Dmp нижнее*1 |
Ds*2 | VDp для подшипников | VDmp | Кеа | Sea*3 | ||||
открытого | закрытого | |||||||||
серии диаметров | ||||||||||
верхнее | нижнее | 0;8;9 | 1;7 | 2(5); 3(6); 4 | 2(5); 3(6); 4 | |||||
не более | ||||||||||
6÷18 | -8 | +2 | -10 | 10 | 8 | 6 | 10 | 6 | 15 | 40 |
18÷30 | -9 | +2 | -11 | 12 | 9 | 7 | 12 | 7 | 15 | 40 |
30÷50 | -11 | +3 | -14 | 14 | 11 | 8 | 16 | 8 | 20 | 40 |
50÷80 | -13 | +4 | -17 | 16 | 13 | 10 | 20 | 10 | 25 | 40 |
80 ÷ 120 | -15 | +5 | -20 | 19 | 19 | 11 | 26 | 11 | 35 | 45 |
120÷150 | -18 | +6 | -24 | 23 | 23 | 14 | 30 | 14 | 40 | 50 |
150 ÷ 180 | -25 | +7 | -32 | 31 | 31 | 19 | 38 | 19 | 45 | 60 |
180 ÷250 | -30 | +8 | -38 | 38 | 38 | 23 | - | 23 | 50 | 70 |
*1Верхние предельные отклонения равны нулю.
*2 Двухточечное измерение подшипников серий диаметров 8, 9;
1; 2 (5); 3(6) и 4; для серии диаметров 8 и 9 при D
≤ 22 мм; 1 при D ≤ 80 мм,
2(5) при D ≤ 315 мм. Значения, приведенные в
таблице, недействительны для закрытых подшипников.
*3 Для шариковых радиальных и радиально-упорных подшипников
(кроме сферических).
Примечание. ∆Сs = ∆Bs;
VCs = VBs того же подшипника (см. табл. 34).
36. Предельные отклонения и биения (мкм) внутренних
колец шариковых
и роликовых радиальных и шариковых радиально-упорных подшипников класса
точности б
d, мм | ∆dmp нижнее*1 |
∆ds*2 | Vdp для серии диаметров |
Vdmp | Kia | Sd | Sia*3 | ∆Bs*1
нижнее для подшипника |
VBs не более |
||||
верхнее | нижнее | 0;8;9 | 1;7 | 2(5); 3(6);4 | одинар- ного |
сдвоен- ного (компле- ктного*4) |
|||||||
не более | |||||||||||||
10 ÷ 18 | -7 | +1 | -8 | 9 | 7 | 5 | 5 | 1 | 10 | 12 | -120 | -250 | 10 |
18÷30 | -8 | +1 | -9 | 10 | 8 | 6 | 6 | 8 | 10 | 12 | -120 | -250 | 10 |
30÷50 | -10 | +1 | -11 | 13 | 10 | 8 | 8 | 10 | 10 | 12 | -120 | -250 | 10 |
50÷80 | -12 | +2 | -14 | 15 | 15 | 9 | 9 | 10 | 12 | 15 | -150 | -380 | 12 |
80 ÷ 120 | -15 | +3 | -18 | 19 | 19 | 11 | 11 | 13 | 12 | 15 | -200 | -380 | 12 |
*1 Верхние предельные отклонения равны нулю.
*2 Двухточечное измерение подшипников серий диаметров 8; 9;
1; 2(5); 3(6) и 4; 1 при d ≤ 60 мм.
*3 Для шариковых радиальных и радиально-упорных подшипников
(кроме сферических).
*4 Для колец подшипников, предназначенных для сдвоенных или комплектных
подшипников.
Примечания: 1. Наибольший предельный размер ширины внутреннего кольца
подшипников с коническим отверстием не должен превышать номинальный
размер.
2. Непостоянство ширины внутренних колец сферических подшипников с
коническим отверстием не контролируют.
3. При использовании параметра ∆ds;
конусообразность отверстий шариковых и роликовых подшипников - не более 50
% допуска на dmp
37. Предельные отклонения и биения (мкм) наружных
колец шариковых и роликовых радиальных
и шариковых радиально-упорных подшипников класса точности 6
D, мм | Dmp нижнее*1 |
D*2 | VDp*3 для подшипников | VDmp | Кеа | Sea*4 | VCs | ||||
открытого | закрытого | ||||||||||
серии диаметров | |||||||||||
верхнее | нижнее | 0; 8; 9 | 1; 7 | 2(5); 3(6); 4 |
1; 7; 2(5); 3(6); 4 |
||||||
не более | |||||||||||
6÷18 | -7 | +1 | -8 | 9 | 7 | 5 | 9 | 5 | 8 | 20 | 15 |
18÷30 | -8 | +1 | -9 | 10 | 8 | 6 | 10 | 6 | 9 | 20 | 20 |
30÷50 | -9 | +2 | -11 | 11 | 9 | 7 | 13 | 7 | 10 | 20 | 20 |
50÷80 | -11 | +2 | -13 | 14 | 11 | 8 | 16 | 8 | 13 | 20 | 20 |
80 ÷120 | -13 | +2 | -15 | 16 | 16 | 10 | 20 | 10 | 18 | 22 | 25 |
120 ÷ 150 | -15 | +3 | -18 | 19 | 19 | 11 | 25 | 11 | 20 | 25 | 25 |
150÷180 | -18 | +3 | -21 | 23 | 23 | 14 | 30 | 14 | 23 | 30 | 30 |
180÷ 250 | -20 | +4 | -24 | 25 | 25 | 15 | - | 15 | 25 | 35 | 30 |
*1 Верхнее предельное отклонение равно нулю.
*2 Двухточечное измерение подшипников серий диаметров 8; 9;
1; 2(5); 3(6) и 4; для серии диаметров 8 и 9 при
D≤ 22 мм; 1 при D ≤
95 мм. Значения недействительны для закрытых подшипников.
*3 Для колец до монтажа упорного пружинного кольца и защитной
шайбы или после их снятия.
*4 Для шариковых радиальных и радиально-упорных подшипников
(кроме сферических).
Примечание. ∆Сs = ∆Bs
того же подшипника (см. табл. 36).
38. Предельные отклонения и биения (мкм) внутренних
колец шариковых и роликовых
радиальных и шариковых радиально-упорных подшипников класса точности 5
d, мм | ∆dmp | ∆ds*2 | Vdp для
серии диаметров |
Vdmp | Kia | Sd | Sia*3 | ∆Bs, нижнее*1 | VBs, не более |
||
для подшипника | |||||||||||
0; 8; 9 | 1; 7; 2(5); 3(6); 4 |
одинар- ного |
сдвоен- ного (компле- ктного)*4 |
||||||||
нижнее*1 | не более | ||||||||||
10÷18 | -5 | -5 | 5 | 4 | 3 | 4 | 7 | 7 | -80 | -250 | 5 |
18÷30 | -6 | -6 | 6 | 5 | 3 | 4 | 8 | 8 | -120 | -250 | 5 |
30÷50 | -8 | -8 | 8 | 6 | 4 | 5 | 8 | 8 | -120 | -250 | 5 |
50 ÷80 | -9 | -9 | 9 | 7 | 5 | 5 | 8 | 8 | -150 | -250 | 6 |
80 ÷120 | -10 | -10 | 10 | 8 | 5 | 6 | 9 | 9 | -200 | -380 | 7 |
*1 Верхние предельные отклонения равны нулю.
*2 Двухточечное измерение подшипников серий диаметров 8; 9;
1; 7; 2 (5); 3(6) и 4.
*3 Для шариковых радиальных и радиально-упорных подшипников
(кроме сферических).
*4 Для колец подшипников, предназначенных для сдвоенных или
комплектных подшипников.
Примечание. При использовании параметра ∆ds
непостоянство единичного диаметра и конусообразность отверстий шариковых и
роликовых подшипников - не более 50% допуска на dmр
39. Предельные отклонения и биения (мкм) наружных
колец шариковых и роликовых радиальных
и шариковых радиально-упорных подшипников класса точности 5
D, мм | Dmp | Ds*2 | VDp*3 для серии диаметров | VDmp | Kea | SD | Sea*4 | VGs | |
0; 8 ; 9 | 1; 7; 3(6); 4 | ||||||||
нижнее*1 | не более | ||||||||
6÷18 | -5 | -5 | 5 | 4 | 3 | 5 | 8 | 8 | 5 |
18÷30 | -6 | -6 | 6 | 5 | 3 | 6 | 8 | 8 | 5 |
30÷50 | -7 | -7 | 7 | 5 | 4 | 7 | 8 | 8 | 5 |
50÷80 | -9 | -9 | 9 | 7 | 5 | 8 | 8 | 10 | 6 |
80÷120 | -10 | -10 | 10 | 8 | 5 | 10 | 9 | 11 | 8 |
120 ÷ 150 | -11 | -11 | 11 | 8 | 6 | 11 | 10 | 13 | 8 |
150 ÷ 180 | -13 | -13 | 13 | 10 | 7 | 13 | 10 | 14 | 8 |
180 ÷250 | -15 | -15 | 15 | 11 | 8 | 15 | 11 | 15 | 10 |
*1 Верхние предельные отклонения равны нулю.
*2 Двухточечное измерение подшипников серий диаметров 8; 9;
1; 7; 2 (5); 3(6) и 4; для серии диаметров 8 и 9 при D ≤
22 мм. Значения недействительны для закрытых подшипников.
*3 Значения недействительны для закрытых подшипников.
*4 Для шариковых радиальных и радиально-упорных подшипников (кроме
сферических).
Примечание. ∆Сs = ∆Bs
того же подшипника (см. табл. 38).
40. Предельные отклонения, мкм, внутренних колец
роликовых конических подшипников
класса точности 0 категории С (нормальная точность)
d, мм | ∆dmр | ∆ds* | Vdp | Vdmp | Кiа | Sd | ∆Bs | ∆Ts | ||||
верхн. | нижн. | верхн. | нижн. | не более | верхн. | нижн. | верхн. | нижн. | ||||
Oт 10 до 18 включ. | 0 | -12 | +3 | -15 | 12 | 9 | 15 | 20 | 0 | -200 | +250 | -250 |
Св. 18 » 30 » | -12 | +3 | -15 | 12 | 9 | 18 | 20 | -200 | +250 | -250 | ||
» 30 » 50 » | -12 | +3 | -15 | 12 | 9 | 20 | 20 | -240 | +250 | -250 | ||
» 50 » 80 » | -15 | +4 | -19 | 15 | 11 | 25 | 25 | -300 | +250 | -250 | ||
» 80 » 120 » | -20 | +5 | -25 | 20 | 15 | 30 | 25 | -400 | +500 | -500 |
* Для подшипников серий диаметров 1; 2(5) и 3(6), причем для серий диаметров 1 - d ≤ 40 мм, 2(5) - d ≤ 180 мм.
41. Предельные отклонения, мкм, внутренних колец
роликовых конических подшипников
класса точности 0 категории С (повышенная точность)
d, мм | ∆dmр | ∆ds* | Vdp | Vdmp | Кiа | Sd | ∆Bs | ∆Ts | ||||
верхн. | нижн. | верхн. | нижн. | не более | верхн. | нижн. | верхн. | нижн. | ||||
От 10 до 18 включ. | 0
|
-8 | +3 | -11 | 8 | 6 | 15 | 20 | 0
|
-120 | +200 | 0 |
Св. 18 » 30 » | -10 | +3 | -13 | 10 | 7,5 | 18 | 20 | -120 | +200 | 0 | ||
» 30 » 50 » | -12 | +3 | -15 | 12 | 9 | 20 | 20 | -120 | +200 | 0 | ||
» 50 » 80 » | -15 | +4 | -19 | 15 | 11 | 25 | 25 | -150 | +200 | 0 | ||
» 80 » 120 » | -20 | +5 | -25 | 20 | 15 | 30 | 25 | -200 | +200 | -200 |
* Для подшипников серий диаметров 1;2(5) и 3(6), причем для серий диаметров 1 - d ≤ 40мм, 2(5)-d ≤ 180 мм
42. Предельные отклонения, мкм, внутренних колец
роликовых конических подшипников
класса точности 0 категории В
d, мм | ∆dmр | ∆ds* | Vdp | V dmp | Кiа | Sd | ∆Bs | ∆Ts | ∆Tis | |||||
верх. | нижн. | верхн. | нижн. | не более | верх. | нижн. | верх. | нижн. | верх. | нижн. | ||||
Oт 10 до 18 включ. | 0 | -8 | +3 | -11 | 8 | 6 | 15 | 20 | 0 | -120 | +200 | 0 | +100 | 0 |
Св. 18 » 30 » | -10 | +3 | -13 | 10 | 7,5 | 18 | 20 | -120 | +200 | 0 | +100 | 0 | ||
» 30 » 50 » | -12 | +3 | -15 | 12 | 9 | 20 | 20 | -120 | +200 | 0 | +100 | 0 | ||
» 50 » 80 » | -15 | +4 | -19 | 15 | 11 | 25 | 25 | -150 | +200 | 0 | +100 | 0 | ||
» 80 » 120 » | -20 | +5 | -25 | 20 | 15 | 30 | 25 | -200 | +200 | -200 | +100 | -100 |
*Для подшипников серий диаметров 1; 2(5) и 3(6), причем для серий диаметров 1 - d ≤ 40 мм, 2(5) - d≤ 180мм.
43. Предельные отклонения, мкм, наружных колец
роликовых конических подшипников
класса точности 0 категории С
D, мм | ∆Dmp | ∆Ds* | VDp | VDmp | Kea | ||
верхн. | нижн. | верхн. | нижн. | не более | |||
От 18 до 30 включ. | 0 | -12 | +2 | -14 | 12 | 9 | 18 |
Св. 30 » 50 » | -14 | +3 | -17 | 14 | 11 | 20 | |
» 50 » 80 » | -16 | +4 | -20 | 16 | 12 | 25 | |
» 80 » 120 » | -18 | +5 | -23 | 18 | 14 | 35 | |
» 120 » 150 » | -20 | +6 | -26 | 20 | 15 | 40 | |
» 150 » 180 » | -25 | +7 | -32 | 25 | 19 | 45 | |
» 180 » 250 » | -30 | +8 | -38 | 30 | 23 | 50 |
*Для подшипников серий диаметров 1; 2(5) и
3(6), причем для серий диаметров 1 -D ≤ 80 мм, 2 - D≤
315 мм.
Примечание. Предельные отклонения ширины колец не нормированы. Однако
наибольший размер ширины колец не должен превышать номинальный размер.
44. Предельные отклонения, мкм, наружных колец
роликовых конических подшипников
класса точности 0 категории С (повышенная точность)
D, мм | ∆Dmp | ∆Ds* | VDp | VDmp | Kea | ||
верхн. | нижн. | верхн. | нижн. | не более | |||
От 18 до 30 включ. | 0 | -9 | +2 | -11 | 9 | 6 | 18 |
Св. 30 » 50 » | -11 | +3 | -14 | 11 | 8 | 20 | |
» 50 » 80 » | -13 | +4 | -17 | 13 | 9 | 25 | |
» 80 » 120 » | -15 | +5 | -20 | 15 | 11 | 35 | |
» 120 » 150 » | -18 | +6 | -24 | 18 | 14 | 40 | |
» 150 » 180 » | -25 | +7 | -32 | 25 | 19 | 45 | |
» 180 » 250 » | -30 | +8 | -38 | 30 | 23 | 50 |
* Для подшипников серий диаметров 1; 2(5) и
3(6), причем для серий диаметров 1 -D ≤ 80 мм, 2 - D≤
315 мм.
Примечание. Предельные отклонения ширины колец не нормированы. Однако
наибольший размер ширины колец не должен превышать номинальный размер.
45. Предельные отклонения, мкм, наружных колец
роликовых конических подшипников
класса точности 0 категории В
D, мм | ∆Dmp | ∆Ds* | VDp | VDmp | Kea | ∆Сs* | ∆Т2s* | ||||
верхи. | нижн. | верхн. | нижн. | не более | верхн. | нижн. | верхн. | нижн. | |||
От 18 до 30 включ. | -9 | +2 | -11 | 9 | 6 | 18 | Равно ∆Вs, того же подшип- ника |
+100 | 0 | ||
Св. 30 » 50 » | -11 | +3 | -14 | 11 | 8 | 20 | +100 | 0 | |||
» 50 » 80 » | -13 | +4 | -17 | 13 | 9 | 25 | +100 | 0 | |||
» 80 » 120 » | 0 | -15 | +5 | -20 | 15 | 11 | 35 | +100 | 0 | ||
» 120 » 150 » | -18 | +6 | -24 | 18 | 14 | 40 | +100 | -100 | |||
» 150 » 180 » | -25 | +7 | -32 | 25 | 19 | 45 | +200 | -100 | |||
» 180 » 250 » | -30 | +8 | -38 | 30 | 23 | 50 | +200 | -100 |
*Для подшипников серий диаметров 1; 2(5) и 3(6), причем для серий диаметров 1 -D≤ 80мм, 2 - D≤ 315 мм.
46. Предельные отклонения, мкм, тугих колец
упорных и упорно-радиальных подшипников
d, d2, MM | Классы точности 0, 6, 5 | Классы точности 4 и 2 | ||
∆dmp, ∆d2mp нижние |
Vdp, V2dp не более |
∆dmp, ∆d2mp нижние |
Vdp, V2dp не более |
|
Менее 18 | -8 | 6 | -7 | 5 |
18÷30 | -10 | 8 | -8 | б |
30 ÷50 | -12 | 9 | -10 | 8 |
50÷80 | -15 | 11 | -12 | 9 |
80 ÷120 | -20 | 15 | -15 | 11 |
*Верхние предельные отклонения равны нулю.
47. Предельные отклонения, мкм, свободных колец
упорных и упорно-радиальных подшипников
D, мм | Классы точности 0, 6, 5 | Классы точности 4 и 2 | ||
∆Dmp нижние* | Vdp не более | ∆Dmp нижние* | Vdp, не более | |
10 ÷ 18 | -11 | 8 | -7 | 5 |
18÷30 | -13 | 10 | -8 | 6 |
30÷50 | -16 | 12 | -9 | 7 |
50÷80 | -19 | 14 | -11 | 8 |
80 ÷ 120 | -22 | 17 | -13 | 10 |
*Верхние предельные отклонения равны нулю.
48. Биения, мкм, тугих и свободных колец шариковых и
роликовых упорных подшипников
d, мм | Sj = Se, не более, для подшипников класса точности | ||||
0 | 6 | 5 | 4 | 2 | |
Менее 18 | 10 | 5 | 3 | 2 | 1 |
18÷30 | 10 | 5 | 3 | 2 | 1,2 |
30÷50 | 10 | 6 | 3 | 2 | 1,5 |
50÷80 | 10 | 7 | 4 | 3 | 2 |
80÷120 | 15 | 8 | 4 | 3 | 2 |
Примечание. Для двойного подшипника допускаемые осевые биения Si и Sе равны осевым биениям соответствующего (при том же наружном диаметре) одинарного подшипника.
49. Предельные отклонения, мкм, наружных колец
закрытых шариковых и роликовых радиаль-
ных, шариковых радиально-упорных и роликовых конических подшипников
D, мм | ∆Ds для подшипников класса точности | |||||||||
0 | 6 | 5 | 4 | 2 | ||||||
верхнее | нижнее | верхнее | нижнее | верхнее | нижнее | верхнее | нижнее | верхнее | нижнее | |
6÷ 18 | -5 | -13 | +3 | -10 | +2 | -7 | +1 | -6 | +1 | -4 |
18÷ 30 | -6 | -15 | +4 | -12 | +3 | -9 | +2 | -7 | +1 | -5 |
30÷50 | -8 | -19 | +6 | -15 | +4 | -11 | +3 | -9 | +1 | -5 |
50÷ 80 | -10 | -23 | +8 | -19 | +6 | -15 | +3 | -10 | +1 | -5 |
80÷120 | -13 | -28 | +10 | -23 | +8 | -18 | +3 | -11 | +1 | -5 |
120÷ 150 | -15 | -33 | +12 | -27 | +9 | -20 | - | - | - | - |
150÷180 | -19 | -44 | +15 | -33 | - | - | - | - | - | - |
Примечания: 1. Значения действительны для шариковых и
роликовых радиальных, шариковых радиально-упорных и роликовых конических
подшипников класса точности 0 серий диаметров 1; 2 (5); 3(6) и 4, причем
для серии диаметров 1 D ≤ 80 мм.
2. Значения действительны для шариковых и роликовых радиальных,
шариковых радиально-упорных и роликовых конических подшипников класса
точности 6 серии диаметров: 1; 7 2 (5); 3(6) и 4, причем для серии
диаметров 1 D ≤ 95 мм.
50. Предельные отклонения, мкм, конических отверстий
с конусностью 1:12 внутренних колец
подшипников класса точности 0
d, мм | ∆d∆dmр | ∆d1mр - ∆dmр | Vdp*2 не более |
∆ds верхнее*1 |
∆d1s-∆ds |
верхнее*1 | |||||
10÷ 18 | +18 | +18 | 10 | +27 | +18 |
18÷30 | +21 | +21 | 13 | +33 | +21 |
30÷50 | +25 | +25 | 15 | +39 | +25 |
50÷80 | +30 | +30 | 19 | +46 | +30 |
80 ÷120 | +35 | +35 | 25 | +54 | +35 |
*1 Нижние предельные отклонения равны нулю.
*2 Относится к любой единичной радиальной плоскости отверстия.
Материалы.
Твердость колец и тел качения
Марку стали, твердость, обозначение других материалов,
применяемых для изготовления деталей подшипников, указывают в
конструкторской документации.
Твердость колец и роликов из наиболее часто применяемых марок сталей
приведена в табл. 51. Твердость шариков из этих материалов 63 ... 67 НRСэ.
Неоднородность по твердости в пределах одного кольца подшипника должна
быть не более 3 НRСэ.
51. Твердость колец и роликов,
работающих при температуре до 100 °С, НRС
Марка стали | Кольца со стенкой толщиной | |
до 35 мм и ролики диаметром до 55 мм |
св. 35 мм и ролики диаметром св. 55 мм |
|
ШХ4 |
61 ... 64 | 59 ... 63 |
62 ... 66 | ||
ШХ15СГ*. |
61 ... 65 | |
ШХ20СГ |
61 ... 65 62 ... 66 |
|
15Г1 |
58 ... 62 59 ... 66 |
*По заказу потребителя твердость колец со стенкой
толщиной свыше 35 мм и роликов диаметром свыше 55 мм должна быть 61 ... 65
HRCэ.
Требования табл. 51 не распространяются на подшипники, имеющие в
условном обозначении дополнительные знаки Т, Т1 ... Т5.
Если подшипники используют для работы при повышенных температурах, то
для обеспечения стабилизации размеров детали подшипника подвергают отпуску
при температурах выше 150 °С (на 50 °С выше рабочих температур), что
отражают в условном обозначении: Т, Т1...Т5 (температура отпуска
соответственно 200, 225, 250, 300, 350, 400 °С). Детали таких подшипников
имеют несколько пониженную твердость.
Кольца и тела качения подшипников, работающих при повышенных
температурах (до 500 °С) или в агрессивных средах, изготовляют
соответственно из теплопрочных или коррозионно-стойких сталей. Для
подшипников, к которым предъявляют повышенные требования по ресурсу и
надежности, применяют стали, подвергнутые специальным переплавам,
уменьшающим содержание неметаллических включений, а также двойной
переплав: электрошлаковый и вакуумно-дуговой.
Сепараторы изготовляют в большинстве случаев из мягкой углеродистой
стали марок 08кп, Юкп. Сепараторы высокоскоростных подшипников выполняют
массивными из текстолита, фторопласта, латуни, бронзы. Материалы
перечислены в порядке увеличения быстроходности.