Рекомендуемые конструкции термопластичных подшипников
Рекомендуемые конструкции термопластичных подшипников скольжения (тпс)
Анализ существующих конструкций полимерных подшипников скольжения
показал, что наибольшее распространение получил подшипник, в котором
изготовленная методом литья под давлением цилиндрическая втулка
запрессована с определенным натягом в металлическую деталь или
промежуточную обойму. Такая конструкция проверена в производственных
условиях,
ЗОа. Основные размеры, мм, термопластичных подшипников скольжения
d | D | DI | t | b | k
|
с | / | ||||
Номинальный | Предельное отклонение | Номинальный | Предельное отклонение | Номинальный | Предельное отклонение | Номинальный | Предельное отклонение | ||||
10 | +0,032 | 16 | +0,006 | 20 | -0,3 -0,5 |
0,5 | 1,0 | 2,5 | 0,3 | 8 | -0,2 |
12 | 18 | 22 | 10 | ||||||||
14 | 20 | +0,007 | 25 | 12 | |||||||
15 | +0,075 | 22 | 28 | 1,0 | 0,5 | ||||||
16 | |||||||||||
18 | 25 | 30 | 3,0 | 16 | |||||||
20 | +0,040 | 28 | +0,008 | 32 | |||||||
22 | 30 | 35 | |||||||||
25 | +0,092 | 32 | 38 | -0,3 -0,6 |
1,5 | 1,5 | 3,5 | 1,0 | 20 | -0,4 | |
28 | 35 | 40 | 4,0 | ||||||||
30 | 40 | 45 | 25 | ||||||||
32 | +0,050 | 50 | 5,0 | ||||||||
35 | 45 | +0,010 | 30 | ||||||||
40 | 50 | 55 | 35 | ||||||||
45 | +0,112 | 55 | 60 | 40 | |||||||
50 | 60 | 65 |
306. Основные размеры, мм, втулок из термопластов
Отверстие стальной обоймы (детали) выполняют по посадке Н7 (ГОСТ 25346-89), шероховатость его поверхности не выше Rz 20 мкм
d | d1 | d2 | / | D2 | b | с | |||||
СФД | АТМ-2 | Предельное отклонение | |||||||||
Номинальный | Предельное отклонение | Номинальный | Предельное отклонение | Номинальный | СФД | АТМ-2 | |||||
10 12 | 9,60 11,60 |
±0,05 | 10,27 12,27 |
±0,02 | 11,20 13,20 |
±0,05 | ±0,02 | 10 12 |
16 18 | 1,0 | 1,0 |
14 | 13,70 | 14,38 | 15,30 | 14 | 20 | ||||||
15 16 | 14,70 15,70 |
15,38 16,38 |
17,30 18,30 |
22 | |||||||
18 | 17,80 | 18,50 | 20,40 | 18 | 25 | ||||||
20 22 | 19,80 21,80 |
±0,07 | 20,52 22,52 |
±0,03 | 22,40 24,40 |
±0,07 | ±0,03 | 28 30 | 1,5 | ||
25 28 | 24,80 28,0 |
25,63 28,73 |
28,50 31,60 |
22 | 32 35 | 1,5 | |||||
30 | 30,0 | 30,73 | 33,60 | 28 | 40 | ||||||
32 | 32,0 | ±0,10 | 32,75 | ±0,04 | 35,60 | ±0,10 | ±0,04 | 45 | 2,5 | ||
35 | 35,0 | 35,80 | 38,70 | ||||||||
40 45 50 |
40,0 45,0 50,0 |
40,95 45,95 50,95 |
43,80 48,80 53,80 |
35 40 45 |
50 55 60 |
удобна при монтаже, эксплуатации и ремонте.
В табл. ЗОа приведены конструкции и основные размеры ТПС с рабочим
диаметром 10—50 мм. Эти размеры наиболее характерны для основного
количества станочных подшипниковых узлов. Для взаимозаменяемости
полимерных и металлических подшипников рабочие и посадочные размеры ТПС в
основном соответствуют стандартам на втулки подшипниковые из чугуна,
бронзы, порошковых материалов и биметалла.
Смазочные канавки и отверстия выполняются по усмотрению конструктора. В
подшипнике из АТМ-2 исполнение смазочных канавок и отверстий
нецелесообразно. Конструкцией предусмотрена запрессовка рабочей
термопластичной втулки в стальную обойму. Если это конструктивно
целесообразно и технологически выполнимо, следует запрессовать втулку
непосредственно в деталь, в которой подшипник будет эксплуатироваться.
Конструкция втулок из материалов СФД и АТМ-2 и основные размеры
приведены в табл. 30б.
Рекомендуемые размеры втулок подшипников из углепластиков
ЗОв. Размеры, мм, втулок подшипников из углепластика АФ-ЗТ
Диаметры | / | с | Сфера | |||
D | d | H | R | |||
16-25 25-40 40-70 |
8-15 15-25 25-50 |
6-10 10-20 20-30 |
3-6 6-10 10-20 |
0,8-1,0 1,0-1,5 1,5 1,5-2,0 |
8-10 10-15 15 20 20-30 |
|
70-105 105-150 |
50-80 80-120 |
30-50 50-70 |
20-30 30-50 |
30 30-40 40-60 60-70 |
||
2,0 2,0 2,0-3,0 3,0-3,5 |
||||||
150—220 220-260 260-300 |
120-180 180-220 220-250 |
70-100 100-130 130-150 |
50 75 75-90 90-100 |
30 г. Размеры, зазоры и натяги, мм, в сопряжениях
втулок из углепластиков АМС-1
Внутренний диаметр втулки d |
Толщина стенки втулки |
Радиус скругления R |
Ширина / | Зазор по валу |
Натяг по корпусу |
8-10 | 2-4 | 1-2 | 4-10 | 0,02-0,04 | 0,03-0,05 |
10-15 | 4-7 | 2 | 10-15, ". | 0,04-0,06 | 0,03-0,05 |
15-30 | 7-10 | 3 | 15-25 | 0,06-0,08 | 0,05-0,10 |
30-50 | 7-10 | 3-4 | 25-40 | 0,08-0,10 | 0,05—0,10 |
50-75 | 10-12 | 4-5 | 40-70 | 0,10—0,15 | 0,10-0,15 |
75-120 | 12-15 | 5-6 | 70-100 | 0,15-0,25 | 0,15-0,20 |
120-170 | 15-20 | 5-6 | 100-150 | 0,15-0,25 | 0,15-0,20 |
170-210 | 15-20 | 5-6 | 150—190 | 0,15-0,25 | 0,15—0,20 |
210-250 | 20-25 | 5-6 | 190-220 | 0,15-0,25 | 0,15-0,20 |
Недостатками подшипников из углепластиков является
хрупкость, что может привести к их растрескиванию и скалыванию. Вследствие
отклонения от соосности вала нагрузка по ширине подшипника распределена
неравномерно. Поэтому максимальные напряжения в цилиндрических подшипниках
скольжения возникают у краев втулки.
Повысить нагрузочную способность подшипников из углепластиков и увеличить
прочность можно скруглением их кромок (табл. ЗОв).
Необходимые зазоры и натяги (табл. ЗОг) обеспечиваются без механической
обработки.
Наружный диаметр подшипника определяется толщиной стенки втулки, а радиус
скругления принимают в зависимости от внутреннего диаметра втулки.
Наружный диаметр втулки соответствует размерному ряду шарикоподшипников
легкой серии 2 ГОСТ 8338-75*.