Зубчатые и червячные передачи
35. Нормы бокового зазора, мкм (показатель
— ЕHs) для зубчатого колеса с внешними
зубьями,
показатель ± ЕHi для
зубчатого колеса с внутренними зубьями)
Вид |
Степень |
Делительный диаметр d, мм |
|||||||||||||||||
До 80 |
Св. 80 до 125 |
Св. 125 до 180 |
Св. 180 до 250 |
Св. 250 до 315 |
Св. 315 до 400 |
Св. 400 до 500 |
Св. 500 до 630 |
Св. 630 до 800 |
Св. 800 до 1000 |
Св. 1000 до 1250 |
Св. 1250 до 1600 |
Св. 1600 до 2000 |
Св. 2000 до 2500 |
Св. 2500 до 3150 |
Св. 3150 до 4000 |
Св. 4000 до 5000 |
Св. 5000 до 6300 |
||
Н |
3-6 |
12 |
14 |
16 |
18 |
20 |
22 |
25 |
28 |
30 |
40 |
45 |
50 |
60 |
70 |
80 |
100 |
120 |
160 |
Е |
3-6 |
30 |
35 |
40 |
46 |
52 |
57 |
63 |
70 |
80 |
90 |
105 |
125 |
150 |
175 |
210 |
260 |
320 |
400 |
D |
3-6 |
46 |
54 |
63 |
72 |
81 |
89 |
97 |
110 |
125 |
140 |
165 |
195 |
230 |
280 |
330 |
410 |
500 |
620 |
С |
3-6 |
74 |
87 |
100 |
115 |
130 |
140 |
155 |
175 |
200 |
230 |
260 |
310 |
370 |
440 |
540 |
660 |
800 |
980 |
В |
3-6 |
120 |
140 |
160 |
185 |
210 |
230 |
250 |
280 |
320 |
360 |
420 |
500 |
600 |
700 |
860 |
1050 |
1300 |
1550 |
А |
3-6 |
190 |
220 |
250 |
290 |
320 |
360 |
400 |
440 |
500 |
560 |
660 |
780 |
920 |
1100 |
1350 |
1650 |
2000 |
2500 |
36. Нормы бокового зазора, мкм (ТH — допуск на смещение исходного контура)
Вид сопря- жения |
Вид до- пуска |
Допуск на радиальное биение зубчатого венца |
||||||||||||||||||||
До 8 |
Св. 8 до 10 |
Св. 10 до 12 |
Св. 12 до 16 |
Св. 16 до 20 |
Св. 20 до 25 |
Св. 25 до 32 |
Св. 32 до 40 |
Св. 40 до 50 |
Св. 50 до 60 |
Св. 60 до 80 |
Св. 80 до 100 |
Св. 100 до 125 |
Св. 125 до 160 |
Св. 160 до 200 |
Св. 200 до 250 |
Св. 250 до 320 |
Св. 320 до 400 |
Св. 400 до 500 |
Св. 500 до 630 |
Св. 630 до 800 |
||
Н,Е |
h |
28 |
30 |
35 |
40 |
40 |
45 |
55 |
60 |
70 |
80 |
110 |
120 |
160 |
200 |
250 |
300 |
450 |
450 |
550 |
700 |
900 |
D |
d |
35 |
40 |
40 |
45 |
55 |
60 |
70 |
80 |
90 |
100 |
140 |
160 |
200 |
250 |
300 |
350 |
450 |
600 |
700 |
900 |
1200 |
С |
с |
45 |
50 |
55 |
60 |
70 |
80 |
90 |
100 |
120 |
140 |
180 |
200 |
250 |
300 |
400 |
500 |
600 |
700 |
900 |
1200 |
1400 |
В |
b |
55 |
60 |
70 |
70 |
80 |
90 |
100 |
120 |
140 |
180 |
200 |
250 |
300 |
400 |
500 |
600 |
700 |
900 |
1100 |
1400 |
1800 |
А |
а |
70 |
80 |
80 |
90 |
100 |
110 |
140 |
160 |
180 |
200 |
250 |
300 |
350 |
450 |
550 |
700 |
900 |
1100 |
1400 |
1600 |
2000 |
— |
z |
90 |
100 |
100 |
110 |
120 |
140 |
160 |
180 |
220 |
250 |
300 |
350 |
450 |
550 |
700 |
900 |
1100 |
1400 |
1600 |
2000 |
2500 |
— |
У |
110 |
120 |
140 |
140 |
160 |
180 |
200 |
250 |
280 |
350 |
400 |
500 |
600 |
700 |
900 |
1100 |
1400 |
1600 |
2000 |
2500 |
3500 |
— |
х |
140 |
160 |
160 |
180 |
200 |
220 |
250 |
300 |
350 |
400 |
500 |
600 |
700 |
900 |
1100 |
1400 |
1800 |
2000 |
2500 |
3000 |
4000 |
* Вид допуска на боковой зазор
используется при изменении соответствия
между видом сопряжения и видом |
37. Нормы бокового зазора, мкм (показатели
— ЕWms или + ЕWmi — слагаемое 1 и —
ЕWs,
или +ЕWi)
Вид сопря- жения |
Степень |
Делительный диаметр, мм |
|||||||||||
До 80 |
Св.80 |
Св. 125 |
Св. 180 |
Св. 250 |
Св. 315 |
Св.400 |
Св.500 |
Св. 630 |
Св.800 |
Св. 1000 |
Св. 1250 |
||
Н |
3-6 |
8 |
10 |
11 |
12 |
14 |
16 |
18 |
20 |
22 |
25 |
28 |
35 |
Е |
3-6 |
20 25 |
24 30 |
28 30 |
30 35 |
35 40 |
40 45 |
45 50 |
50 55 |
55 60 |
60 70 |
70 80 |
90 100 |
D |
3-6 |
30 35 40 |
35 40 50 |
40 50 50 |
50 55 60 |
55 60 70 |
60 70 70 |
70 70 80 |
70 80 90 |
90 100 110 |
100 110 120 |
110 120 140 |
140 160 180 |
С |
3-6 |
50 55 60 70 |
60 70 80 80 |
70 70 80 100 |
80 80 100 110 |
90 100 110 120 |
100 110 120 140 |
110 120 140 140 |
120 140 140 160 |
140 140 160 200 |
160 160 200 200 |
180 200 200 250 |
220 250 280 300 |
В |
3-6 |
80 100 100 110 110 |
100 110 110 120 140 |
110 120 140 140 160 |
120 140 140 160 180 |
140 180 180 200 200 |
160 180 200 200 250 |
180 200 200 250 250 |
200 200 250 280 280 |
220 250 280 300 350 |
250 280 300 300 350 |
280 300 350 350 400 |
350 400 400 500 500 |
А |
3-6 |
120 140 160 180 200 |
140 180 200 200 200 |
180 200 200 250 250 |
200 200 250 280 280 |
220 250 280 280 300 |
250 280 300 350 350 |
280 300 350 350 400 |
300 350 350 400 400 |
350 350 400 500 500 |
400 400 500 550 550 |
500 500 550 600 600 |
550 600 600 700 800 |
38. Нормы бокового зазора, мкм (показатель
— ЕWms или + ЕWmi — слагаемое II)
Допуск на радиальное биение зубчатого венца Fr |
||||||||||||||||||||
До 8 |
Св. 8 до 10 |
Св. 10 до 12 |
Св. 12 до 16 |
Св. 16 до 20 |
Св. 20 до 25 |
Св. 25 до 32 |
Св. 32 до 40 |
Св. 40 до 50 |
Св. 50 до 60 |
Св. 60 до 80 |
Св. 80 до 100 |
Св. 100 до 125 |
Св. 125 до 160 |
Св. 160 до 200 |
Св. 200 до 250 |
Св. 250 до 320 |
Св. 320 до 400 |
Св. 400 до 500 |
Св. 500 до 630 |
Св. 630 до 800 |
2 | 2 | 3 | 3 | 4 | 5 | 7 | 9 | 11 | 14 | 18 | 22 | 25 | 35 | 45 | 55 | 70 | 90 | 110 | 140 | 180 |
Примечание. Величина наименьшего
отклонения средней длины общей нормали ЕWms
( ЕWmi) определяется |
39. Нормы бокового зазора, мкм (ТWm
- допуск на среднюю длину общей нормали)
Вид сопря- жения |
Вид до- пуска* |
Допуск на радиальное биение зубчатого венца Fr |
||||||||||||||||||||
До 8 |
Св. 8 до 10 |
Св. 10 до 12 |
Св. 12 до 16 |
Св. 16 до 20 |
Св. 20 до 25 |
Св. 25 до 32 |
Св. 32 до 40 |
Св. 40 до 50 |
Св. 50 до 60 |
Св. 60 до 80 |
Св. 80 до 100 |
Св. 100 до 125 |
Св. 125 до 160 |
Св. 160 до 200 |
Св. 200 до 250 |
Св. 250 до 320 |
Св. 320 до 400 |
Св. 400 до 500 |
Св. 500 до 630 |
Св. 630 до 800 |
||
Н,Е |
h |
16 |
16 |
18 |
20 |
20 |
20 |
22 |
25 |
25 |
28 |
30 |
40 |
55 |
70 |
80 |
100 |
100 |
140 |
160 |
200 |
280 |
D |
d |
20 |
25 |
25 |
25 |
28 |
30 |
35 |
40 |
40 |
40 |
60 |
70 |
80 |
100 |
120 |
140 |
160 |
240 |
250 |
350 |
500 |
С |
с |
28 |
30 |
30 |
35 |
40 |
45 |
45 |
50 |
60 |
70 |
90 |
110 |
120 |
140 |
180 |
240 |
280 |
300 |
400 |
550 |
600 |
В |
b |
35 |
40 |
40 |
40 |
45 |
50 |
55 |
60 |
70 |
100 |
100 |
120 |
140 |
200 |
250 |
300 |
350 |
450 |
550 |
700 |
900 |
А |
а |
45 |
50 |
50 |
55 |
60 |
60 |
80 |
90 |
100 |
110 |
140 |
150 |
180 |
240 |
280 |
350 |
450 |
550 |
700 |
800 |
1000 |
— |
z |
60 |
60 |
60 |
70 |
70 |
80 |
100 |
110 |
120 |
140 |
180 |
200 |
250 |
300 |
400 |
500 |
600 |
800 |
800 |
1100 |
1400 |
— |
У |
70 |
80 |
90 |
90 |
100 |
110 |
120 |
160 |
180 |
220 |
240 |
300 |
350 |
400 |
500 |
600 |
800 |
900 |
1100 |
1400 |
2000 |
— |
х |
90 |
100 |
100 |
110 |
120 |
140 |
160 |
180 |
220 |
250 |
300 |
350 |
400 |
550 |
700 |
800 |
1100 |
1200 |
1400 |
1800 |
2400 |
* Вид допуска на боковой зазор
используется при изменении соответствия
между видом сопряжения и видом |
40. Нормы бокового зазора, мкм (ТW - допуск на длину общей нормали)
Вид сопря- жения |
Вид до- пуска* |
Допуск на радиальное биение зубчатого венца Fr | ||||||||||||||||||||
До 8 |
Св. 8 до 10 |
Св. 10 до 12 |
Св. 12 до 16 |
Св. 16 до 20 |
Св. 20 до 25 |
Св. 25 до 32 |
Св. 32 до 40 |
Св. 40 до 50 |
Св. 50 до 60 |
Св. 60 до 80 |
Св. 80 до 100 |
Св. 100 до 125 |
Св. 125 до 160 |
Св. 160 до 200 |
Св. 200 до 250 |
Св. 250 до 320 |
Св. 320 до 400 |
Св. 400 до 500 |
Св. 500 до 630 |
Св. 630 до 800 |
||
Н,Е |
h |
20 | 20 | 25 | 28 | 28 | 30 | 35 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 100 | 140 | 160 | 200 | 250 | 300 | 400 | 450 | 600 |
D |
d |
25 | 28 | 28 | 30 | 35 | 40 | 50 | 55 | 60 | 70 | 100 | 110 | 140 | 180 | 200 | 250 | 300 | 400 | 500 | 600 | 700 |
С |
с |
35 | 35 | 35 | 40 | 50 | 55 | 60 | 70 | 80 | 100 | 120 | 140 | 180 | 200 | 280 | 350 | 400 | 500 | 600 | 700 | 1000 |
В |
b |
35 | 40 | 50 | 50 | 55 | 60 | 70 | 80 | 100 | 120 | 140 | 180 | 200 | 280 | 350 | 400 | 500 | 600 | 700 | 1000 | 1200 |
А |
а |
50 | 55 | 55 | 60 | 70 | 80 | 100 | 110 | 120 | 140 | 180 | 200 | 250 | 300 | 350 | 500 | 600 | 700 | 1000 | 1100 | 1400 |
— |
z |
60 | 70 | 70 | 70 | 80 | 100 | 110 | 120 | 140 | 180 | 200 | 250 | 300 | 350 | 500 | 600 | 800 | 1000 | 1100 | 1400 | 1800 |
— |
У |
80 | 80 | 100 | 100 | 110 | 120 | 140 | 180 | 200 | 250 | 280 | 350 | 400 | 500 | 600 | 800 | 1000 | 1100 | 1400 | 1800 | 2500 |
— |
х |
100 | 110 | 110 | 120 | 140 | 140 | 180 | 200 | 250 | 280 | 350 | 400 | 500 | 600 | 800 | 1000 | 1200 | 1400 | 1800 | 2000 | 2800 |
* Вид допуска на боковой зазор
используется при изменении соответствия
между видом сопряжения и видом |
41. Нормы бокового зазора (показатель Ecs), мкм
Вид сопря- жения |
Степень |
Делительный диаметр d , мм |
|||||||||||||||||
До 80 |
Св. 80 до 125 |
Св. 125 до 180 |
Св. 180 до 250 |
Св. 250 до 315 |
Св. 315 до 400 |
Св. 400 до 500 |
Св. 500 до 630 |
Св. 630 до 800 |
Св. 800 до 1000 |
Св. 1000 до 1250 |
Св. 1250 до 1600 |
Св. 1600 до 2000 |
Св. 2000 до 2500 |
Св. 2500 до 3150 |
Св. 3150 до 4000 |
Св. 4000 до 5000 |
Св. 5000 до 6300 |
||
H | 3-6 7 |
9 10 |
10 12 |
12 14 |
14 14 |
16 16 |
16 18 |
18 20 |
20 22 |
22 25 |
30 35 |
35 35 |
35 40 |
45 50 |
50 60 |
60 70 |
70 80 |
90 100 |
120 140 |
E | 3-6 7 |
22 25 |
25 30 |
30 35 |
35 35 |
40 40 |
40 45 |
45 50 |
50 60 |
60 70 |
70 70 |
80 90 |
90 100 |
110 120 |
120 140 |
160 180 |
180 200 |
240 250 |
300 350 |
D |
3-6 |
35 |
40 |
45 |
55 |
60 |
60 |
70 |
80 |
90 |
100 |
120 |
140 |
180 |
200 |
240 |
300 |
350 |
450 |
С |
3-6 |
55 |
60 |
70 |
80 |
90 |
100 |
110 |
120 |
140 |
160 |
180 |
220 |
250 |
300 |
400 |
500 |
600 |
700 |
В |
3-6 |
90 |
100 |
120 |
140 |
160 |
160 |
180 |
200 |
220 |
250 |
300 |
350 |
400 |
500 |
600 |
800 |
900 |
1100 |
А |
3-6 |
140 |
160 |
180 |
200 |
250 |
250 |
300 |
300 |
350 |
400 |
500 |
600 |
700 |
800 |
1000 |
1200 |
1400 |
1800 |
42. Нормы бокового зазора, мкм (Тc — допуск на толщину зуба)
Вид сопря- жения |
Вид до- пуска* |
Допуск на радиальное биение зубчатого венца Fr | ||||||||||||||||||||
До 8 |
Св. 8 до 10 |
Св. 10 до 12 |
Св. 12 до 16 |
Св. 16 до 20 |
Св. 20 до 25 |
Св. 25 до 32 |
Св. 32 до 40 |
Св. 40 до 50 |
Св. 50 до 60 |
Св. 60 до 80 |
Св. 80 до 100 |
Св. 100 до 125 |
Св. 125 до 160 |
Св. 160 до 200 |
Св. 200 до 250 |
Св. 250 до 320 |
Св. 320 до 400 |
Св. 400 до 500 |
Св. 500 до 630 |
Св. 630 до 800 |
||
Н,Е |
h |
20 |
22 |
25 |
30 |
30 |
35 |
40 |
45 |
50 |
70 |
70 |
90 |
120 |
140 |
180 |
220 |
250 |
350 |
400 |
500 |
700 |
0 |
d |
25 |
30 |
30 |
35 |
40 |
45 |
50 |
60 |
70 |
70 |
100 |
120 |
140 |
180 |
220 |
250 |
350 |
450 |
500 |
700 |
700 |
С |
с |
35 |
35 |
35 |
45 |
50 |
60 |
70 |
70 |
90 |
100 |
140 |
160 |
180 |
220 |
300 |
350 |
450 |
500 |
700 |
900 |
1000 |
В |
b |
40 |
45 |
50 |
50 |
60 |
70 |
70 |
90 |
100 |
140 |
140 |
180 |
220 |
300 |
350 |
450 |
500 |
700 |
800 |
1000 |
1400 |
А |
а |
50 |
60 |
60 |
70 |
70 |
80 |
100 |
120 |
140 |
140 |
180 |
220 |
250 |
350 |
400 |
500 |
700 |
800 |
1000 |
1200 |
1400 |
— |
z. |
70 |
70 |
70 |
80 |
90 |
100 |
140 |
140 |
160 |
180 |
220 |
250 |
350 |
400 |
500 |
700 |
800 |
1000 |
1200 |
1400 |
1800 |
— |
У |
80 |
90 |
100 |
100 |
120 |
140 |
140 |
180 |
200 |
250 |
300 |
350 |
450 |
500 |
700 |
800 |
1000 |
1200 |
1400 |
1800 |
2500 |
— |
х |
100 |
120 |
120 |
140 |
140 |
160 |
180 |
220 |
250 |
300 |
350 |
450 |
500 |
700 |
800 |
1000 |
1400 |
1400 |
1800 |
2200 |
3000 |
* Вид допуска на боковой зазор
используется при изменении соответствия
между видом сопряжения и видом |
43. Нормы бокового зазора (показатели
Ea''s и Еa''i)
Ea''s |
Для зубчатых колес с
внешними зубьями равно + f"i
по табл. 29 |
Еa''i |
Для зубчатых колес с
внешними зубьями равно +ТH по
табл. 36 |
Конструкции цилиндрических зубчатых колес
Литые стальные и чугунные колеса.
Толщина δo обода литого колеса (рис. 22) должна быть возможно меньше, чтобы она не отличалась значительно от толщины спиц. Минимальная толщина
где
mt — торцовый модуль, мм; z —
число зубьев колеса.
Формула действительна при наличии на
ободе ребер жесткости высотой h не
менее толщины δo
; рекомендуется
принимать h = 2δo
. Толщину ребра
следует брать примерно (0,8 ÷1)δo
. При ширине
литого колеса b< d/12— его выполняют однодисковым или со спицами овального сечения, а
при большой ширине — со спицами,
показанными на рис. 23. При da < 1000
мм и b = 100 ÷ 200 мм спицы
выполняют Н-образными (рис. 22, a),
крестообразными (рис. 22, б) и
двутавровыми (рис. 22, в). Н-образные спицы
предпочтительнее, так как в отливках
остаточные напряжения получаются меньше.
Колеса с da < 2500 мм выполняют
с шестью спицами.
Размер H спицы с Н-образным
сечением при толщине стенки спицы (0,8÷1)
δo (большие
значения относятся к b/mt > 25 )
принимают
Если при найденном H спицы
не уменьшаются на ступице, то H
следует выбрать из условия сопряжения
спиц со ступицей (например, при шести
спицах H ≈ 0,6dст, где dст
- диаметр ступицы) и рассчитать на изгиб
по изгибающему моменту по спицам Мсп
≈ 0,1 Pd (здесь Р - окружная сила).
Суживать спицы к ободу следует не больше,
чем на 20%.
Ширина края обода, не поддерживаемая
спицами, n ≤ 0,15b.
Толщина ступицы
где dв - диаметр
отверстия ступицы, мм.
Длина ступицы l = (1,5÷2) dв
, но не меньше ширины колеса b.
Рис. 22. Литое колесо и форма спиц
Рис. 23. Конструкция бандажированных цилиндрических колес
44. Рекомендуемые натяга для стальных бандажей зубчатых колес и чугунных центров
Номинальный диаметр D, мм |
Отклонение, мкм |
Натяг, мм |
||||
отверстия |
вала |
|||||
нижн. |
верхн. |
верхн. |
нижн. |
наиб. |
наим. |
|
Св. 500 до 600 |
0 |
80 |
560 |
480 |
560 |
400 |
» 600 » 700 |
0 |
125 |
700 |
575 |
700 |
450 |
» 700 » 800 |
0 |
150 |
800 |
650 |
800 |
500 |
» 800 » 1000 |
0 |
200 |
950 |
750 |
950 |
550 |
» 1000 » 1200 |
0 |
275 |
1200 |
925 |
1200 |
650 |
» 1200 » 1500 |
0 |
375 |
1500 |
1125 |
1500 |
750 |
Бандажироваиные колеса. Толщина бандажа (рис. 23)
при z < 150;
δб=0,016d+ 10 при z ≥ 150,
где mt и d - в мм.
Толщина обода чугунного
центра δоц≈δб.
Для предохранения бандажа от
проворачивания или сдвига с центра с
каждой стороны колеса ввинчивают 3-6
стопорных винтов диаметром (0,5 ÷ 0,6)δб
и длиной, равной трехкратному диаметру.
Размеры спиц и ступицы центров такие
же, как для литых колес.
Однодисковая конструкция
предпочтительна при окружной скорости V
> 10 м/с вследствие меньших потерь масла
на разбрызгивание.
Меньшие колебания натяга, чем
приведенные в табл. 44, могут быть
достигнуты, если при проточке центра за
номинальный диаметр будет принят
внутренний диаметр уже расточенного
бандажа колеса. Такой способ обработки
применяют при повышенных требованиях к
посадке бандажа на центр (например, при
ударной или вибрационной нагрузке). При
толщине бандажа меньше (4 ÷ 5) mt
также рекомендуется сужать поля натяга
указанным способом. Следует учитывать,
что при натягах больше 0,001 D
возможны разрушения от впадины между
зубьями.
Рис. 24. Конструкция
армированных зубчатых колес:
a - шлицевое соединение с валом; б -
соединение с валом посредством
специальной втулки
Рис. 25. Конструкция
армированных зубчатых колес:
а - венец из термопласта; б -
наборный венец из слоистого пластика
Пластмассовые колеса.
Одно из колес в паре делают пластмассовым
(текстолит, лигнофоль, капрон, нейлон и др.),
а другое — чугунным или стальным с
закалкой. Такое сочетание материалов
обеспечивает практически бесшумную
работу зубчатой передачи при больших
окружных скоростях.
Основной недостаток пластмассовых
колес — низкие допускаемые нагрузки (в
2—3 раза меньше, чем для стальных колес),
ограничиваемые выносливостью против
выкрашивания и износостойкостью рабочих
поверхностей зубьев.
Армирование пластмассовых зубчатых
колес талью или чугуном также проводят
для повышения прочности при изгибе
зубьев, усиления соединения зубчатого
колеса с валом, придания стабильности
размерам пластмассового венца.
На рис. 24 показаны варианты
армирования зубчатых колес из слоистых
пластиков методами осевой стяжки
заклепками (рис. 24, а) и болтами
(рис. 24, б). Если зубчатое колесо
надевается на вал непосредственно, то
соединять его с валом целесообразно с
помощью шлицев (см. рис. 24, а).
Допускаемые напряжения при расчете
шлица на смятие рекомендуется назначать
для полиамидов 7—10 МПа; для
полиформальдегида и текстолита 12— 15 МПа.
На рис. 25 показаны конструкции
армированных колес. Здесь зубчатый венец
выполнен из полимера, а диски и ступицы из
стали. Это позволяет осуществлять смену
изношенных зубчатых венцов даже без
съема колес с вала.
Для термопластических материалов
армирующие элементы при изготовлении
зубчатых колес или составных заготовок
вводят в сопряжение с пластмассовыми
венцами непосредственно в процессе
отливки (рис. 26).
Однако усадочное сокращение длины и
ширины венца при остывании, содействуя
более плотному сопряжению, одновременно
вызывает внутренние напряжения,
остающиеся в материале весьма длительное
время. Термическая обработка
способствует частичному снятию
внутренних напряжений.
Правила выполнения чертежей зубчатых колес
Общие указания при
выполнении чертежей цилиндрических
колес зубчатых реек и конических
зубчатых колес. Таблицы параметров
должны состоять из трех частей, которые
разделяются сплошными основными
линиями: первая часть — основные данные,
вторая — данные для контроля, третья —
справочные данные.
Неиспользуемые строки таблиц параметров
следует исключать или прочеркивать.
Размеры фасок или радиусы кривизны
линий притупления на кромках зубьев
допускается указывать в технических
требованиях чертежа вместо указания на
изображении зубчатой детали.
В третьей части таблицы параметров
для колес указывают обозначение
сопрягаемого колеса, для реек — при
необходимости.
Рис. 26. Армированное зубчатое
колесо из термопласта
Правила выполнения чертежей цилиндрических зубчатых колес
В первой части таблицы
параметров указывают:
нормальный исходный контур со
ссылкой на соответствующий ГОСТ;
коэффициент смещения х с
соответствующим знаком; при отсутствии
смещения следует проставлять 0;
степень точности и вид сопряжения
по нормам бокового зазора по
соответствующему стандарту и
обозначение этого стандарта.
Во второй части таблицы параметров
венца приводят данные для контроля
взаимного положения разноименных
профилей зубьев по одному из следующих
вариантов: постоянная хорда зуба ŝс
и высота до постоянной хорды ĥс;
длина общей нормали W, толщина по
хорде зуба ŝy и высота до
хорды ĥay ; торцовый размер
по роликам (шарикам) М и диаметр
ролика
(шарика) D.
В третьей части таблицы
параметров венца приводят при
необходимости прочие справочные данные,
например: шаг зацепления, осевой шаг, ход
зуба и размеры элементов зубьев для
контроля.
Если зубчатое колесо имеет два и более
венца (табл. 48), то венец и соответствующая
колонка таблицы должны быть обозначены
одной прописной буквой русского алфавита.
Более подробно о правилах выполнения
чертежей цилиндрических зубчатых колес
см. ГОСТ 2.403-75.
Примеры указания параметров
зубчатого венца на чертежах колес
приведены в табл. 45—48.